Особенности перестраховония на рынках Ближневосточного и Североафриканского региона


Под странами Ближневосточного и Североафриканского регионов подразумеваются Судан, Египет, Алжир, Тунис, Ливия, Марокко и Мавритания – Северная Африка и собственно Ближний Восток, включая государства Персидского Залива – Бахрейн, Иордания, Кувейт, Ливан, Сирия, Ирак, Палестина, Саудовская Аравия, Оман, Катар и Йемен.

На сегодняшний день Ближневосточный страховой рынок, наряду с рынком Юго-восточной Азии, является самым динамично развивающимся рынком. Все большую востребованность там находят не только традиционные non-лайфовские продукты, связанные со строительным бумом и интенсивной реализацией энергетических проектов, но и продукты по страхованию жизни, которые еще десять лет назад не были достаточно известны в регионе.

По данным различных источников, на конец 2006 года в регионе оперировало более 360 как местных так зарубежных страховых компаний. Общий объем премий, полученных этими страховщиками, составил около 12 миллиардов долларов США. На долю страхования жизни приходилось около 2 миллиардов долларов.

Доля страховых премий в ВНП в среднем по региону в 2006 составляла году чуть более одного процента (1,03% по сравнению с 7,5% в среднем в мире или же 41 доллар на душу населения по сравнению с 555 долларами в среднем в мире). Росту премий способствовал выраженный экономический рост, который в 2006 году достиг 17,6%. При этом, ВНП региона составлял 1 триллион сто тридцать шесть миллиардов долл. США, что соответствует 2,3% от общемирового ВНП. Наибольшие темпы роста отмечались в странах, экономика которых основана на приоритетном развитии энергетического сектора (Алжир, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар и Ливия).

По сравнению со средним показателем ВНП на душу населения (в целом по странам БВСА на уровне чуть ниже 4000 долл. США), в странах, экономика которых основана на развитии энергетического сектора, этот показатель составил более 10 500 дол. США на душу населения. Лидером по объему собранных премий в регионе являются ОАЭ, где соответствующий показатель в 2006 г. достиг 2,4 млрд. долл. США.

Значительному развитию страхового, перестраховочного, а также брокерского бизнеса в последние три года также способствовало создание ряда крупнейших финансовых центров в Дубае, Катаре и Бахрейне. Наряду с очевидными налоговыми преимуществами и эффективной системой государственного регулирования при наличии суперсовременной инфраструктуры эти центры уже привлекли большое количество компаний и посредников с мировыми именами.

Несмотря на бытующее мнение о том, что в регионе недостаточное количество местных профессиональных перестраховщиков, тем не менее, следует отметить, что эти перестраховщики получили около 35% премий по договорам перестрахования. Наибольший процент переданных премий (около 60%) приходится на морское и авиационное страхование.

Потенциал развития региона очень высокий. Можно предположить, что в ближайшее время произойдет ряд слияний страховщиков, создание нескольких крупных национальных перестраховщиков, что уже имеет место в Саудовской Аравии и Омане, а также все более активную роль станут занимать зарубежные компании, которые регистрируются в финансовых центрах Дубая, Катара и Бахрейна. Ожидается, что вследствие этих изменений компании будут удерживать на себе значительные доли рисков, а не просто передавать их перестраховщикам с очень символическим собственным удержанием. Наряду с доминирующей ролью ОАЭ следует ожидать высоких темпов развития в Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне и Омане, что связано с реализацией строительных и энергетических мегапроектов, где обычными становятся страховые суммы объемом от миллиарда долларов и выше.

Несмотря на кажущуюся привлекательность в отношении подверженности рискам природных катастроф, Ближневосточный регион, тем не менее, им подвержен, и причем в значительной мере. Основными среди природных катаклизмов могут быть землетрясения, (большая часть БВ региона находится на Аравийской плите) и граничит с Африканской, Индийской и Евразийской тектоническими плитами. Принимая во внимание мягкость почв, последствия землетрясения могут быть весьма значительными – особенно в таких районах как Дубай, Фуджейра, нефтяной терминал с рядом нефтеперерабатывающих предприятий Мина Аль Фахал, терминал сжиженного газа Аль Калхат, где наблюдается высокая концентрация объектов промышленного и гражданского строительства. Объем повреждений на нефтеперерабатывающих предприятиях может составить до 20%, а простой производства – до двух месяцев. Утечка нефтепродуктов из поврежденных хранилищ приведет к значительным экологическим последствиям. В целом, при катастрофическом землетрясении в регионе, можно ожидать, что объем прямых и косвенных убытков составит от 75 до 100 миллиардов долл. США.

Другим риском, который может нанести не столь масштабные, но, тем не менее, ощутимые убытки являются проливные дожди, которые наблюдаются в частности в Дубае уже второй год подряд. Как правило, Эмираты у нас ассоциируются исключительно с ярким солнцем и жарой, но, тем не менее, дожди в том районе в последнее время перестают быть редкостью, а по причине ненадлежащего функционирования ливневой канализации (или ее отсутствия в ряде мест), уровень воды в городе на дорогах поднялся до 40 и более сантиметров. Например, 15 января 2008 года выпало 105 мм осадков. Только в один день в результате ливней произошло не менее 1307 ДТП, пострадало множество автомобилей, находящихся в подземных паркингах. Подобные климатические отклонения наблюдались в Кувейте (считающимся одним из наиболее засушливых мест на планете) и Катаре.

Еще одним примером катастрофического убытка может быть сильнейший град, который иногда проходит в ряде мест региона. Ряд государств, в частности ОАЭ, Катар, Бахрейн являются крупнейшими перевалочными базами для продажи автомобилей и грузового автотранспорта. Концентрация автотранспортных средств на открытых стоянках (как правило, открытые все) достигает полумиллиарда и более долларов США. Нетрудно предположить, какой может быть ущерб для нескольких тысяч автомобилей (средняя страховая сумма по которым составляет 35 тысяч долларов США), если они попадут под град, величиной с кулак, или если над ними пройдет сильнейший циклон.

Характерным примером катастрофического убытка является циклон Гону. Он зародился в Индийском океане и прошел над Оманом в июне 2007 года, вызвав убытки на общую сумму около 4 млрд. долларов при общей сумме застрахованных убытков более 650 млн. долл. США. Например, страховая компания «ЛЕММА» приняла в перестрахование имущество, принадлежащее Султану Омана, с общей суммой по оригинальному договору более 2,3 млрд. долл. США.

Мы считали, что по всем показателям это должен был быть хороший риск (диверсификация по 5 локациям, отличная охрана и состояние объектов, очень положительная история предыдущих убытков и т.д.). В результате по нашей доле в 2,5% убыток составляет на сегодняшний день около 1 миллиона долларов США, причем его окончательная сумма до сих пор не уточнена. Важно, что никогда ранее в этом регионе (за более чем 60 летнюю историю метеорологических наблюдений) циклонов в этих районах не наблюдалось.

Можно достаточно уверенно предположить, что глобальные климатические изменения не обошли стороной и этот, ранее благополучный регион, поэтому страховщики (перестраховщики), оперирующие в регионе, не должны недооценивать риски катастрофических убытков.
Чтобы оценивать другие не катастрофические события (но которые также могут привести к полной гибели застрахованных объектов), следует иметь в виду специфику региона, в котором имеется высокая доля рисков в нефтеперерабатывающей, текстильной промышленности, а также значительная концентрация ценностей на огромных складах, как например, в свободной зоне Джебель Али в Дубае. Как показал ряд недавних пожаров при строительстве огромных небоскребов в Дубае, эти риски тоже нельзя недооценивать, и первую очередь из-за низкого качества рабочей силы, которая, как правило, представлена неквалифицированными рабочими из стран Юго-Восточной Азии.

Примером крупного убытка, связанного с природными явлениями, является крупная авария на скоростной автомагистрали между Абу Даби и Дубаем в феврале 2008 года, когда вследствие густого тумана столкнулось более 250 автомобилей.

В отношении ценообразования, рынок Ближневосточного региона и Северной Африки является очень конкурентным как с точки зрения количества компаний и брокеров, предлагающих свои услуги, так и с точки зрения страховых тарифов, которые по сравнению с тарифами, предлагаемыми в Украине, выглядят значительно заниженными. Например, при страховании от огневых рисков тариф может составлять сотые доли процента. При комплексном страховании отелей от всех рисков этот тариф составляет от 0,02% до 0,045%. Окончательный нетто-тариф для перестраховщика составит менее двух сотых процента.

Тарифы по страхованию строительно-монтажных рисков составляют в среднем от нескольких сотых процентов до 0,3% — в зависимости от степени сложности строительства, наличия мокрых рисков, франшиз и т д.
Наиболее конкурентным с точки зрения тарифов остается рынок Дубая. При этом часто страхователь ориентируется на абсолютную величину премии, считая, что она и так достаточно высока (например, премия в 680 тысяч долларов при страховой сумме в 3,4 млрд. долл. США по имуществу одного из операторов мобильной связи).

Помимо низких тарифов в ряде стран региона, в частности в Египте, в страховании от огня применяются практически нулевые франшизы, или же очень незначительные (например, при страховой сумме в не один миллион долларов США, франшиза по страхованию машин и оборудования строительного подрядчика в Египте составляла 80 долларов).

Сроки уплаты премии также значительно отличаются от принятых в Украине. Использование 90 (120 дневной) оговорки об оплате премии носит скорее информативный характер и очень огорчает цедентов, особенно если речь идет о ее практическом применении. А использование зачета неоплаченных премий против наступивших убытков также не всегда находит понимание у брокеров, так как убытки и премии не всегда приходятся на одного цедента.

Часто имеет место ситуация, когда перестраховщик соглашается участвовать в риске на определенных условиях, получил подтверждение, начислил договор, а спустя некоторое время получает письмо от брокера приблизительно такого содержания: «в силу высокой конкуренции в отношении этого риска со стороны других компаний, перестрахователь был вынужден снизить тариф на 15% — 20% с одновременным снижением франшиз и увеличением лимита ответственности по разделу ответственность перед третьими лицами». То же самое может иметь место и в отношении застрахованного имущества – подтверждено покрытие, например для склада, на определенных условиях, но вдруг из письма оказывается, что там будут храниться ГСМ (горюче-смазочные материалы). Такие изменения согласованных ранее условий задним числом в свою очередь огорчают уже нас как перестраховщиков.

Следует отметить, что в большинстве случаев, оригинальный страхователь в лучшем случае оплатит премию страховщику как минимум в течение 90 дней. К этому сроку следует добавить еще минимум месяц, в течение которого брокер будет перечислять премию. Таким образом, получить премию в течение 120 дней является практически невозможным в подавляющем большинстве случаев. Справедливости ради следует заметить, что брокеру перечислять премии за каждый отдельно взятый договор тоже не выгодно, и он старается собрать премии сразу за несколько договоров, чтобы не терять на банковских комиссиях.

В отношении оформления брокерами необходимых документов, можно отметить, что в большинстве случаев брокеры оформляют документы очень качественно, хотя практически всегда с большим (по нашим понятиям) опозданием. Как правило, брокеры стараются собрать как минимум несколько рисков, чтобы отправлять оригиналы одним пакетом (что логично, но противоречит нашему законодательству, поскольку мы не получаем оригиналы документов на момент поступления премий на наш счет). Брокеры стараются получить подтверждение об акцепте в максимально сжатые сроки, но при этом иногда забывают информировать перестраховщика в случае, если перестрахователь не одобрил последнего. Как следствие, у нас риск числится как начисленный, мы ожидаем за него премию, а брокер через несколько месяцев (после наших напоминаний о статусе принятого риска) сообщает, что цедент не подтвердил наше участие.

Определенные трудности также возникают, когда один и тот же риск предлагается разными брокерами, но под разными названиями (например, Ахмад Бен Халид, или Бин Халед, или просто аббревиатура АБХ). Как следствие могут возникать нежелательные аккумуляции – вы считали, что держите в риске 5%, а оказалось 10%. Имея в портфеле многие сотни факультативных договоров, такие нежелательный «совпадения» иногда имеют место.

Манипулирование тарифами (т.е. показывание предложенных тарифов или перестраховочных комиссий как оригинальных) также имеет место во взаимоотношениях с некоторыми брокерами, особенно на начальном этапе взаимоотношений.

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять тем брокерам, которые могут владеть страховыми компаниями-цедентами, опять-таки по понятным причинам.

Очевидно, что перестраховщик, оперирующий на этом рынке, даже если он и участвует в рисках в незначительных долях, тем не менее, нуждается в своей собственной перестраховочной защите.

Приобретение такого покрытия связано с рядом объективных трудностей, а именно:

• на момент приобретения, у компании, нуждающейся в покрытии, как правило, нет сколько-либо достоверной и показательной статистики убытков.
• ожидаемый сбор премий незначительный, чтобы представлять интерес для потенциальных страховщиков.
• у потенциальных андеррайтеров консервативного склада возникает вопрос, а что они делают на Ближнем Востоке, кто андеррайтер, его опыт и т. д.
• потенциальные перестраховщики понимают, что им, скорее всего, придется покрывать неликвид (риски, выходящие за рамки облигаторных договоров, либо риски, особо исключаемые из облигаторного покрытия).
• большинство потенциальных перестраховщиков уже и так достаточно долго и активно работают в регионе и не хотели бы поддерживать еще одного конкурента, что в принципе логично.

Кроме того, как в случае с СК «ЛЕММА», рейтинговые требования предполагают наличие перестраховочной защиты только у перестраховщиков, рейтинг которых находится в категории «надежный», а это соответственно сказывается на цене такого покрытия.
Кроме этого, чем выше секьюрити принимающего рынка (например, синдикаты Ллойдс), тем более высокий приоритет ретроцедента в договоре хотели бы видеть перестраховщики. А что касается вординга договора, то он может быть таковым, что сделает очень маловероятным получение каких-либо выплат по договору со стороны перестраховщиков.
Определенные трудности вызывает администрирование договоров, что связано с особенностями украинского законодательства, например:
Необходимость оформления всех документов, относящихся к каждому конкретному договору (слип, дебет-ноты, генеральные соглашения, брокерские соглашения, информация о расчете убытка, сюрвейерские отчеты, соответствующие документы под каждое зачисление денежных средств на р/сч), на украинский язык.
При этом, перевод на государственный язык должен быть выполнен уполномоченным переводчиком, все эти документы должны быть заверены нотариусом в течение не более, чем 5 дней с момента поступления валютной выручки в банк. Если указанный пакет документов не предоставлен в банк в течение 5 дней, то денежные средства не будут зачислены на счет и отправлены обратно. Естественно, что такая процедура вызывает недоумение у брокеров или цедентов и не способствует укреплению взаимоотношений между сторонами. В качестве примера можно взять небольшой факультативный договор, по которому премия составляет 500 долларов, и по которому наступил убыток на 10 000 долларов по нашей доле. Затраты для оформления этого договора с момента его начисления до поступления премии и урегулирования убытка в соответствие с национальным законодательством при объеме сюрвейерского отчета в 10 страниц составят не менее 400 грн (80 долларов США). Если к этому договору был ряд дополнений, например об увеличении или уменьшении страховых сумм, продлении сроков покрытия и т. д., то затраты будут еще больше.
Несмотря на все вышеперечисленные особенности и трудности работы на ближневосточном и североафриканском рынках, мы рассматриваем их как весьма перспективные для страховщика, имеющего соответствующие финансовые возможности, опыт и желание работать на этих рынках.
На сегодняшний день уже более 10 компаний из России и Казахстана и Латвии активно работают на зарубежных рынках в течение нескольких лет. Мы надеемся, что этот процесс будет продолжаться, при этом эффективность работы национальных страховщиков за рубежом будет во многом зависеть от отношения национальных регулирующих органов к активности своих страховщиков за пределами национального рынка.

Автор: Игорь Васильченко, Вице-Президент СК «ЛЕММА»