Рынок перестрахования Украины требует стимулирования


Как известно, существуют различные уровни перестраховочных рынков: мировой; региональные (рынки отдельного региона, отличающиеся месторасположением, тарифами на перестрахование, конъюнктурой, спросом и предложением); локальные (существуют в пределах суверенной территории).

Перестраховочный рынок Украины (перестрахование жизни и non-life перестрахование) – локальный. Сейчас он представлен: единственной отечественной профессиональной перестраховочной компанией Лидер РЕ, универсальными страховыми организациями Украины и иных государств, международными перестраховочными компаниями и брокерами.

Внутренние функции национального рынка перестрахования — это перераспределение рисков, защита интересов общества и государства в страховом бизнесе. Внешние — интегрирование локального рынка с региональными и мировым, использование международного опыта и новых бизнес-технологий в страховой отрасли, привлечение существенных финансовых ресурсов в развитие национальной экономики.

На данном этапе развития можно отметить некоторые недостатки перестраховочного рынка Украины:

  • слабые финансовые возможности из-за отложенного инвестиционного спроса отсутствие примеров крупных событий, в которых потребовалось бы финансовое участие перестраховочных ресурсов
  • законодательная неурегулированность.

Сегодня рынок не готов к быстрому переходу к мировым стандартам ведения перестраховочного бизнеса. Здесь развиты неклассические формы, методы и схемы перестраховочных отношений, отсутствует системный подход к пониманию потенциальных возможностей перестрахования как для страховщиков, так и для государства в целом. Кроме того, ограничено сотрудничество с партнерами из стран, не ставшими членами ВТО.

Роль государства

В сложившейся ситуации роль государства достаточно велика. Оно должно изменить вектор приложения усилий с исключительно регуляторной и фискальной политики на активное участие в деятельности рынка перестраховочных услуг.

Каковы причины усиления роли государства? Ответ достаточно прост: страховщик всегда стоит перед осознанным выбором между прибылью и страхованием стратегических, социально значимых рисков общества, которые мало изучены, мало прогнозируемы и мало понятны, но очень важны для государства. Ведь страховая компания — это коммерческая структура, которая нацеленная на получение прибыли и, конечно же, она предпочитает те направления деятельности (страхования), которые для нее наиболее приемлемы и наиболее понятны.

Но с другой стороны – всем участникам страхового рынка необходимо решить важные государственные задачи, которые появились после вступления в ВТО, например: строительство и реконструкция АЭС, дорог, аэропортов, угольных шахт, стимулирование развития экспортных операций, подготовка к «Евро-2012», страхование агрорисков, риски стихийных бедствий, и т. д.

Речь идет о тех направлениях деятельности, которые пока, к сожалению, не покрывались договорами страхования или покрывались частично. Все выше перечисленные задачи должны решаться именно при помощи страхования. Выявление, определение и управление рисками по таким проектам – обязательное условие развития экономики государства. Только те СК, которые начнут ими заниматься, имеют перспективы развития.

А что касается проблемы выбора страховщиков, то она должна быть решена путем предоставления гарантированной государственной поддержки через создание государственного фонда для управления подобными рисками по приоритетным проектам. Такой фонд будут создавать его участники (т.е. страховые компании Украины) и государство. Это, если хотите, может стать прообразом государственной перестраховочной компании, которая будет предоставлять покрытие исключительно по приоритетным государственным программам и защиту по тем рискам, покрытие и предотвращение которых всегда были и будут государственной задачей.

Почему государство должно решать эту проблему? Зачем создавать такой фонд (компанию)? Ответ риторический: Потому что ущерб от таких событий, как: обвал шахт, неурожай, обрушения зданий , стихийные бедствия и т. д. может достигнуть громадных размеров, а восстановление пострадавших объектов, поддержка потерпевших и компенсация потерь всегда была и будет государственной задачей.

Таким образом, предложенная нами модель создания государственного фонда, который будет выполнять функцию гарантийного перестраховочного фонда для компенсации убытков по приоритетным программам развития и реконструкции, обеспечит как участников рынка страховых услуг реальными гарантиями их поддержки при наступлении больших убытков, так и даст толчек к развитию новых видов и направлений страхования. В комплексе, такая модель защиты и взаимодействия всех субъектов страхового рынка будет способствовать более динамичному развитию всей страховой индустрии Украины.. Кроме того, это будет стимулировать переход украинского рынка перестрахования от «количественного» к «качественному» росту, расширит статус перестрахования от «производственного цикла страховой услуги» до уровня бизнеса, даст возможность использовать возможности государственного потенциала для управления рисками и привлечения дополнительных ресурсов через инструменты перестрахования.

Наиболее важными для развития рынка перестрахования проектами являются:

Перестрахование сельскохозяйственных рисков

В этой сфере такая процедура позволит унифицировать риски и условия предоставления страховой защиты сельхозпроизводителям, создать специализированный фонд для покрытия катастрофических рисков и убытков производителей сельхозпродукции, что в свою очередь аккумулирует государственные средства и части премий, переданных участниками фонда в перестрахование. В результате, получим прозрачную схему распределения средств государственного бюджета, направленных на поддержку сельского хозяйства, и четкую систему компенсации убытков сельхозпроизводителей.

Перестрахование рисков от катастроф и стихийных бедствий

Сейчас страховщики не готовы принимать на себя ответственность за крупные и неоднородные риски (нефте- и газопроводы, ЛЭП, ГЭС, объекты оборонного комплекса и т. д.). В итоге, «львиная» доля страховых премий по ним уходит за пределы Украины. Государство может участвовать в перестраховании данных рисков через специализированный фонд, который позволит контролировать риск по «критичным» для национальной безопасности объектам и максимально использовать емкости отечественного рынка.

Поддержка национального экспорта

Страхование экспортных рисков не является свойственным для универсальных СК. Экспортное страхование требует выработки критериев принятия и покрытия рисков по нему. Государственная поддержка экспорта может быть выражена в обязательном принятии Фондом в перестрахование подобных рисков, подписанных страховщиками в соответствии с выработанными критериями.

Содействие инвестициям (государственные гарантии)

СК не страхуют классические инвестиционные и финансовые риски. Главной причиной такого опыта является невозможность качественного размещения их на перестрахование из-за высокой степени субъективизма. Государство должно быть заинтересовано в увеличении объема внешних и внутренних инвестиций за счет предоставления гарантий инвесторам, в том числе путем предоставления перестраховочной защиты отечественным страховщикам через специализированный фонд.

Автор: Алла Волошина, Председатель правления ПК «Лиде РЕ»