Регулирование рынка страхования и перестрахования в 2014 году усилится


Несмотря на основные принципы, декларируемые Второй директивой по платежеспособности страховых и перестраховочных компаний стран ЕС (Solvency II), а также требования Международной ассоциации органов страхового надзора (IAIS), призванные способствовать унификации национальных систем регулирования, фрагментированность регулирования в глобальном масштабе является основным фактором, препятствующим международной экспансии, поскольку ограничивает доступ на новые рынки перестрахования и обусловливает увеличение требований к достаточности капитала и операционных расходов, пишет журнал Фориншурер со ссылкой на исследование агентства S&P.

В таких странах, как Китай, Бразилия, Индия и США, регулятивные требования ограничивают способности перестраховочных компаний конкурировать с местными игроками. Например, в Китае иностранные перестраховщики, которые хотят создать компанию с долей своего участия более 25%, должны проработать на рынке не менее 30 лет. В большинстве штатов США иностранные перестраховщики должны обеспечить 100%-ное обеспечение всех перестраховочных выплат, а в Бразилии перестрахователи должны передать не менее 40% премии местным перестраховщикам. Эти примеры регулятивных ограничений оказывают неблагоприятное влияние на потенциальную рентабельность бизнеса на этих рынках.

Однако есть и позитивные факторы, связанные с изменением и ужесточением регулятивных требований. Реализация требований Solvency II может привести к росту спроса на сделки, предусматривающие упрощенные требования к объему капитала для страховых компаний с более высоким уровнем платежеспособности. Однако запоздалое внедрение этих требований уменьшает востребованность таких продуктов на рынке.

Другим примером является готовность перестраховщиков заполнить нишу, освобождаемую банками в связи с ужесточением глобальных требований к достаточности капитала, в результате чего были ужесточены и правила кредитования. Учитывая объем инвестируемых активов, можно предположить, что перестраховщики могут без труда занять нишу прямого и опосредованного фондирования. Ожидается, что масштаб таких сделок по-прежнему будет достаточно небольшим, и, соответственно, влияние этого фактора на рейтинги будет нейтральным.

Инициатива Совета по финансовой стабильности и G20 по выделению страховщиков, имеющих высокую системную значимость для мировой отрасли страхования, представляет собой угрозу для бизнес-модели некоторых перестраховочных компаний. Напомним, что в июле 2013 года Совет озвучил список 9 страховых групп, имеющих высокую значимость для мировой отрасли страхования (G-SIIs), но отложил объявление подобного списка перестраховщиков до июля 2014 года. Эта инициатива может привести к ужесточению требований к достаточности капитала, увеличению давления со стороны регуляторов или ограничениям деятельности компаний.

Лишь немногие перестраховщики будут названы в качестве имеющих высокую системную значимость для мировой отрасли перестрахования, и не ожидаем какого-либо негативного влияния на рейтинги таких компаний, однако в долгосрочной перспективе эта инициатива может иметь позитивные или негативные последствия — в зависимости от реакции компании на новые требования регуляторов.