Директива 2005/68/ЕС «О ведении перестраховочной деятельности и о внесении изменений в директивы 73/239/ЕЭС, 92/49/ЕЭС, 98/78/ЕС и 2002/83/ЕС»


Эта директива устанавливает рамки регулирования деятельности по перестрахованию на территории стран-участниц Европейского Союза и Европейского экономического пространства («Сообщество»).

16 ноября 2005 года Европейский парламент и Европейский Совет приняли Директиву 2005/68/ЕС «О ведении перестраховочной деятельности и о внесении изменений в директивы 73/239/ЕЭС, 92/49/ЕЭС, 98/78/ЕС и 2002/83/ЕС» (далее по тексту «Директива»).

До настоящего времени подход к организации деятельности по перестрахованию в рамках Сообщества был свободный, и страны-участницы не могли ограничивать свободу учреждения и свободное перемещение услуг. Это положение действовало в Сообществе уже с 1964 года (Директива № 64/225/EЭС «Об устранении ограничений свободы учреждения и свободного перемещения услуг в области перестрахования и ретроцессии»).

Директива должна быть введена в законодательство стран-участниц до 10 декабря 2007 года. Это означает, что совсем скоро на территории Сообщества по отношению к ведению деятельности по перестрахованию будут действовать правила, которые станут новыми не только для специализированных предприятий по перестрахованию, но и для всех участников европейского страхового рынка.

В деятельности по перестрахованию имеется много отличий от действующего обычного или договорного права, а поэтому необходимо, хотя бы в общем виде, их назвать.

Уже во введении директивы выделены причины ее принятия, прежде всего, констатируются факты, что:

  • перестрахование, проводимое специализированными субъектами, до сих пор не подчинялась никаким правилам, устанавливаемым законами Сообщества;
  • перестрахование как финансовая деятельность имеет большое значение, так как перераспределение рисков на всемирном уровне позволяет страховым компаниям, осуществляющим прямое страхование, повысить свои возможности в области страхования и страхового покрытия, а также сократить затраты капитала;
  • действующие правовые нормы (директива Совета № 64/225/ЕЭС в редакции от 25 февраля 1994 года) не снимают ограничения, возникающие из-за расхождений во внутригосударственных предписаниях, регламентирующих правовое регулирование перестрахования. Это приводит к наличию расхождений в уровне контроля за специализированными предприятиями по перестрахованию в Сообществе;
  • для ведения перестраховочной деятельности необходимо регулирование на уровне Сообщества, в том числе и по мнению Международного валютного фонда и Международной ассоциации организаций по контролю в области страхования.

Основные принципы ведения деятельности по перестрахованию

Директива в некоторых местах подчеркивает принцип предусмотрительности, на котором базируется правовая основа предпринимательской деятельности в области перестрахования (пункты 5, 7, 8 и другие Директивы). Это отражается на определении прав и обязанностей специализированных предприятий по перестрахованию, а также иных субъектов (аудиторов, контрольных органов и т.п.).

Вышеназванные принятые принципы регулирования разрешают ведение деятельности по перестрахованию на основе официальной лицензии, которая будет выдана соответствующими организациями страны-участницы, в которой специализированное предприятие по перестрахованию имеет действительное местонахождение (статья 3 Директивы).

Это разрешение будет предоставлять специализированному предприятию по перестрахованию свободный доступ к ведению деятельности по перестрахованию в рамках всего Сообщества либо на основании права свободного учреждения, либо свободного перемещения услуг.

В директиве также декларируется, что соответствующие органы не должны выдавать лицензию или возобновлять лицензию специализированному предприятию по перестрахованию, которое не отвечает требованиям, определенным в этой Директиве.

Если специализированное предприятие по перестрахованию, осуществляющее деятельность по перестрахованию в другой стране-участнице, не отвечает требованиям, определенным в правовых нормах страны, в которой осуществляет деятельность по перестрахованию, то соответствующая страна-участница обязана потребовать исправления сложившейся ситуации. Если специализированное предприятие по перестрахованию будет бездействовать или принятые меры будут недостаточными, то соответствующая страна-участница, на территории которой специализированное предприятие по перестрахованию осуществляет предпринимательскую деятельность, имеет право принять меры по предотвращению нарушений правовых норм, включая ограничения возможности заключать договоры по перестрахованию.

Действительное местонахождение перестраховщика

Термин «действительное местонахождение» упоминается в тексте Директивы несколько раз. Понимание его значения весьма важно для реализации Директивы, поскольку она требует, чтобы действительное местонахождение специализированного предприятия по перестрахованию было в стране-участнице, в котором страховая компания имеет свой юридический адрес (статья 8 Директивы).
Правовая теория различает юридический адрес и действительное местонахождение предприятия.

Под юридическим адресом обычно понимается местонахождение, указанное в учредительских документах общества (учредительном документе или договоре), в уставе или подобных внутренних организационных схемах и в общественных реестрах, в которых фирма зарегистрирована. Наоборот, под действительным или фактическим местонахождением понимается адрес, по которому действительно расположено предприятие, где осуществляется значительная часть его производства и из которого осуществляется управление. Если юридический адрес и действительное местонахождение различаются, то в теории можно говорить о юридическом адресе, как о фиктивном.

Согласно этой трактовке, действительным местонахождением специализированного предприятия по перестрахованию будет место, где работают уставные органы специализированного предприятия по перестрахованию и где выполняется значительная часть деятельности по перестрахованию. В соответствии с европейской редакцией, фактическое местонахождение должно соответствовать юридическому адресу специализированного предприятия по перестрахованию.

Субъекты регулирования

Директива не распространяется на все субъекты, осуществляющие деятельность по перестрахованию. Прежде всего, ее действие не распространяется на страховые компании, которые вместе с прямым страхованием проводят перестраховочную деятельность. Также вне рамок Директивы оказались так называемые кэптивные специализированные предприятия по перестрахованию, на которые распространяются правила дополнительного контроля за страховыми компаниями в группе (Директива Совета № 98/78/ЕС о дополнительном надзоре за страховыми компаниями в страховой группе), либо которые действуют в некоммерческой группе и страхуют риски исключительно в рамках этой группы. Наконец, Директива не распространяется на деятельность по перестрахованию, осуществляемую или гарантируемую страной-участницей.

В соответствии с Директивой, специализированное предприятие по перестрахованию имеет право, кроме деятельности по перестрахованию, осуществлять также сопутствующие виды деятельности, но они должны быть связаны с деятельностью по перестрахованию. В Директиве также указано, что к сопутствующим видам деятельности относятся, например, предоставление математическо-страховых консультаций, анализ рисков или выполнение различных других видов аналитических работ, предоставляемых клиентам.

В директиве предусмотрено, что для контрольных органов стран-участниц должны быть определены одинаковые условия для осуществления контроля, прежде всего, за финансовой ситуацией в специализированном предприятии по перестрахованию, а именно: ликвидностью, образованием технических резервов и их покрытием качественными активами.

Основные условия для ведения деятельности по перестрахованию

Директива определяет перестрахование как деятельность, заключающуюся в передаче рисков, уступаемых страховой компанией или другим перестраховщиком (статья 2 Директивы).

Разрешение на ведение деятельности по перестрахованию обусловлено получением лицензии в соответствующем органе страны-участницы, в которой расположено предприятие. Лицензии выдаются как в случае, если специализированное предприятие по перестрахованию ходатайствует о получении лицензии до начала ведения деятельности по перестрахованию (и после создания фактического местонахождения на территории страны-участницы), так и в случае расширения деятельности по перестрахованию за рамки уже разрешенных видов деятельности. В таком случае эта лицензия действительна на территории всего Сообщества, в котором можно вести деятельность либо на основе права свободного учреждения, либо права свободного перемещения услуг.

В Директиве также определяется организационно-правовая форма, которую специализированное предприятие по перестрахованию как коммерческое общество для деятельности по перестрахованию обязано соблюсти. Необходимо чтобы коммерческое общество было учреждено либо как акционерное общество, либо в форме так называемого Европейского общества (компании), как определено в постановлении Совета № 2157/2001 (Постановление Совета № 2157/2001 О статусе европейского общества) и директиве Совета № 2001/86/ЕС (Директива Совета № 2001/86/ЕС, в которой дополнен статус европейского общества с учетом подключения персонала).

Нормативная основа, регламентирующая деятельность европейской компании, является общей только в том случае, если это касается регулирования, определенного европейским правом. В остальных вопросах возможно диспозитивное национальное регулирование. Возможно, что в отдельных деталях каждая страна-участница будет иметь различное правовое оформление.

Лицензия выдается для перестрахования рисков не-жизни, перестрахования рисков жизни или для различных видов деятельности по перестрахованию в соответствии с заявлением специализированного предприятия по перестрахованию.

Директива требует, чтобы каждое специализированное предприятие по перестрахованию, ходатайствующее о получении лицензии, обеспечило:

a) наличие минимального гарантийного фонда;
b) в руководящий состав должны входить лица с безупречной репутацией и с указанием и подтверждением их квалификации и опыта;
c) список своих прямых акционеров, а также и косвенных, если имеют как минимум квалифицированное участие в специализированном предприятии по перестрахованию, с указанием размера их долей;
d) бизнес-план.

Данный бизнес-план должен содержать:

  • спецификации характера рисков, которые специализированное предприятие по перестрахованию предполагает покрывать;
  • категории договоров по перестрахованию, которые предприятие будет заключать с цедентами;
  • описание основных принципов ретроцессии;
  • спецификацию наименований активов, из которых состоит минимальный гарантийный фонд;
  • затраты на эксплутационную и коммерческую систему, включая определение источников этих расходов.

Специализированное предприятие по перестрахованию в бизнес-плане также указывает для первых трех бухгалтерских периодов:

  • расчет суммы текущих эксплуатационных затрат (кроме учредительных), включая спецификацию суммы комиссии;
  • расчет суммы перестрахования и страхового покрытия;
  • предполагаемый баланс;
  • определение финансовых источников для покрытия принятых обязательств и степени ликвидности (статья 11 Директивы).

Принципы и методы финансового и дальнейшего контроля

Право осуществлять контроль за специализированным предприятием по перестрахованию имеют только органы страны-участницы, в которой расположено предприятие (статья 15 Директивы). Органы другой страны-участницы осуществляют свои права, информируя соответствующие органы страны пребывания, которые имеют право вести переговоры со специализированным предприятием по перестрахованию, если в Директиве не определено иначе.
Специализированное предприятие по перестрахованию должно создать внутреннюю контрольную систему, способную предоставлять ему и контролирующему органу достаточную информацию, особенно касательно финансовой ситуации специализированного предприятия по перестрахованию.

Финансовый надзор включает в себя проверку всей деятельности специализированного предприятия по перестрахованию, степени ликвидности, создания технических резервов и активов, которые его покрывают в соответствии с нормами страны-участницы, в которой находится предприятие.

Специализированное предприятие по перестрахованию в ходе осуществления деятельности по перестрахованию обязано создавать технические резервы на всю свою деятельность по перестрахованию в соответствии с директивой Совета № 91/674/ЕЭС (Директива Совета №91/674/ЕЭС «О годовых бухгалтерских отчетах и консолидированных бухгалтерских отчетах страховых компаний»).

Специализированное предприятие по перестрахованию должно соответствовать требуемой и располагаемой степени ликвидности. В случае ухудшения финансовой ситуации специализированного предприятия по перестрахованию и опасности невыполнения им договорных обязательств, страны-участницы имеют право требовать более высокой степени ликвидности в целях обеспечения выполнения требований по ликвидности в ближайшее время. Характеристики этой более высокой требуемой степени ликвидности будут исходить из оздоровительного плана (статья 43 Директивы).

Страховая компания должна иметь наполненный гарантийный фонд, который составляет одну третью часть требуемой степени ликвидности. Он должен быть не меньше чем 3 млн евро. Эта сумма будет ежегодно пересматриваться в зависимости от изменения европейского индекса потребительских цен, публикуемого Евростатом (статья 41 Директивы).

Предварительное согласие контролирующего органа следует получить в случае, если: осуществляется приобретение квалифицированной доли в специализированном предприятии по перестрахованию или ее увеличение на 20%, 33% или 50%, или в случае, когда специализированное предприятие по перестрахованию станет дочерней компанией иного лица. Этот орган имеет право выразить несогласие с приобретением доли, если акционер не будет отвечать требованиям надлежащего и предусмотрительного управления страховой компанией (статья 19 Директивы).

Санкциями за невыполнение вышеназванных обязанностей являются, прежде всего, приостановление или лишение права голосования. Это же действительно и в случаях, когда влияние акционера во время владения акциями может привести к нарушению разумного и предусмотрительного управления специализированным предприятием по перестрахованию (статья 23 Директивы).

Обязанность передачи информации распространяется и на лиц, которые хотят продать свою долю в специализированном предприятии по перестрахованию, уменьшив свою долю в указанных процентах (статья 21 Директивы).

Аудитор обязан сообщить в контролирующий орган соответствующей страны-участницы факты, которые ему стали известны в ходе его деятельности в специализированном предприятии по перестрахованию и касающиеся нарушения правовых норм или полученной предприятием лицензии, которые могут повлиять на продолжение его деятельности, либо в случае проблем с получением свидетельства об аудите (статья 31 Директивы).

Меры по исправлению

Из-за невыполнения правил, касающихся технических резервов, соответствующий орган страны-участницы, в которой расположено предприятие, имеет право запретить свободное распоряжение активами специализированного предприятия по перестрахованию. Он обязан заблаговременно сообщить об этом странам-участницам (статья 42 Директивы).

Страна-участница, на территории которой находятся активы, в указанных случаях должна принять меры по запрету свободного распоряжения ими по просьбе страны-участницы, в которой расположено предприятие и которая определяет соответствующие активы (статья 42 Директивы). Прежде всего, это касается проблем со стороны специализированного предприятия по перестрахованию с выполнением условий по ликвидности.

Оздоровительный план

Оздоровительный план применяется к специализированному предприятию по перестрахованию в случае угрозы невыполнения обязательств по договорам перестрахования или из-за несоблюдения требуемой степени ликвидности.

Оздоровительный план, предоставляемый специализированным предприятием по перестрахованию, составляется на ближайшие три года и должен содержать следующую информацию:

  • оценку предполагаемых административных расходов;
  • план доходов и расходов;
  • предполагаемый баланс;
  • оценку предполагаемых финансовых источников, предназначенных для покрытия принятых обязательств и требуемой степени ликвидности;
  • политику перестрахования.

В случае уменьшения ликвидности ниже минимального уровня гарантийного фонда, специализированное предприятие по перестрахованию обязано предоставить на утверждение план краткосрочного финансирования (статья 42 Директивы).

Отзыв лицензии

Полученная лицензия на осуществление деятельности по перестрахованию может быть отозвана, если компания:

  • не начнет осуществлять деятельность по перестрахованию в течение 12 месяцев со дня получения лицензии или, если в течение шести месяцев не проводит данный вид деятельности;
  • не отвечает требованиям для получения лицензии;
  • не исполняет мероприятия, указанные в оздоровительном плане или в плане краткосрочного финансирования;
  • грубым способом нарушает правовые нормы.

Право на решения соответствующего органа

Директива ограничивает право соответствующей страны-участницы, в которой расположено предприятие, рассматривать заявления о выдаче лицензии на деятельность по перестрахованию с учетом экономических потребностей рынка. Также страна-участница не имеет права требовать от специализированного предприятия по перестрахованию предоставления (ни предварительно, ни в последующем) некоторых перечисленных документов, а именно:

— общих и специальных условий перестрахования;
— тарифов перестрахования;
— документов для расчета тарифа перестрахования и технических резервов;
— бланков, которые специализированное предприятие по перестрахованию предоставляет страховым компаниям и специализированным предприятиям по перестрахованию при принятии или передаче риска (статьи 9,10 Директивы).

Заявление специализированного предприятия по перестрахованию о выдаче лицензии на деятельность по перестрахованию соответствующий орган страны-участницы, в которой расположено предприятие, обязан рассмотреть в течение шести месяцев со дня получения заявления.

Решение соответствующего органа, в котором заявление о выдаче лицензии на деятельность по перестрахованию отклоняется, должно быть подробно обосновано и доставлено претенденту (статья 13 Директивы). Страны-участницы обязаны законодательно оформить для претендентов возможность судебного пересмотра решения соответствующего органа страны-участницы, в которой расположено предприятие, принятого на основе правовых норм, внедряющих Директиву. А также необходимо обеспечить возможность добиваться судебного решения и в том случае, если решение не будет принято в срок.

Отношение к третьим странам

В директиве определено, что страны-участницы не имеют права применять более благоприятные условия для осуществления деятельности по перестрахованию по отношению к тем специализированным предприятиям по перестрахованию, действительное местонахождение которых находится за пределами Сообщества, по сравнению с теми специализированными предприятиями по перестрахованию, местонахождение которых находится внутри Сообщества.

С этими третьими странами, на территории которых находится действительное местонахождение специализированных предприятий по перестрахованию, возможно заключение международных соглашений. Их целью является обеспечение эффективного доступа на рынки стран-участниц на условиях равного предусмотрительного управления и определение правил надзора за специализированными предприятия по перестрахованию (глава VI Директивы).

Эти правила означают, что специализированные предприятия по перестрахованию из третьих стран уже не будут иметь свободный доступ на единый европейский рынок, и обязаны получить лицензию. Конкретные нормативные рамки будут определены в национальных законодательствах.