Контрольный стандарт IAIS №7: «Использование механизмов перестрахования»


Этот стандарт помогает инспекторам руководствоваться необходимыми ориентирами при оценке использования страховщиками механизмов перестрахования.

В нем находят отражение политика и процедуры, которым должны следовать компании, а также подходы надзорных органов к оценке адекватности обеспечения перестрахования каждой компанией.

Международная ассоциация органов надзора за страховой деятельностью (IAIS) признает, что сегодня существуют значительные расхождения в подходах органов юрисдикций надзора за перестрахованием.

Например, в некоторых сферах юрисдикций над перестраховщиками осуществляется непосредственный надзор; другие органы полагаются на оценочные учреждения при оценке обеспечения перестраховщика. Некоторые наблюдательные органы ведут реестр перестраховщиков, уполномоченных гарантировать перестрахование в сфере их юрисдикций. Отдельные органы  требуют, чтобы перестраховщики осуществляли дополнительное обеспечение в компаниях, передавали риск в перестрахование, и таким образом покрывали соответствующие обязательства (или обязательства плюс маржа) перестраховщика.

В этом стандарте учитываются различия, встречающихся в практической деятельности, но не ставится целью отдавать предпочтение одному режиму перед другим.

Кроме того, в последние годы перестрахование получило развитие с введением многих новых инструментов (продуктов). Они, в основном, известны как альтернативные инструменты передачи риска (АПР). IAIS намерен издать отдельный документ по этому вопросу, однако, считает, что многое из того, что заложено в этом стандарте, можно также применить и к инструментам АПР.

______________________________________________________________

I. Вступление

1. Страховые компании берут на себя риск от имени владельцев страхового полиса. Они смягчают эти риски, получая страхования в перестраховщиков. Благодаря перестрахованию, страховщик может уменьшить риск, стабилизировать свою платежеспособность, более эффективно использовать имеющийся капитал и расширить возможности гарантирования. Перестрахование помогает страховщику получить желаемые параметры («профиль») рационального («осмотрительного») риска. Однако, несмотря на полученное перестрахование, первичный страховщик, как правило, остается ответственным в рамках договора за выплату владельцам страхового полиса страховых выплат.

2. Перестрахование может быть осуществлено «чистыми» (или профессиональными) перестраховщиками или первичными страховщиками, также уполномоченными на осуществление перестрахования.

II. Виды механизмов перестрахования

Традиционные контракты

3. Большинство рисков, которые берут на себя перестраховщики, базируется на традиционных контрактам, которые, как правило, является «договорным» или «факультативными». По договорным контрактам перестраховщик автоматически становится участником определенных частей или всей совокупности предпринимательских мероприятий страховщика (договорные контракты также подпадают под категорию автоматического перестрахования или приобретают способность автоматически переходить в эту категорию). Факультативные контракты дают перестраховщику возможность индивидуального участия, раздельного оформления отдельных рисков.

4. Контракты могут быть пропорциональными или непропорциональными. Пропорциональное перестрахование — это такая форма перестрахования, при которой страховые взносы и иски страховщика распределяются пропорционально страховщиком и перестраховщиком. При непропорциональном перестраховании страховщик выплачивает страховой взнос за риск перестраховщику, а перестраховщик берет на себя часть обязательств страховщика сверх определенной суммы, которая может быть ограничена другой, большей, суммой. Таким образом, обеспечение перестрахования может быть построено в несколько уровней. Как правило, в том случае, когда не предусматривается страхование жизни, контракты на перестрахование заключаются на один год и охватывают определенные обусловлены направления предпринимательской деятельности. Контракты на перестрахование жизни обычно заключаются на неопределенный срок и предусматривают окончания срока только для новых предприятий.

АПР (альтернативные инструменты передачи риска)

5. Риск страхования может быть передан перестраховщикам и другим соответствующим организациям за помощью такой методики АПР, как финансовое перестрахование и секьюритизация (использование ценных бумаг, которые легко реализуются, повышения их роли как формы заимствований). В случае секьюритизации обычно используется или так называемый «защищенный элемент» или «специальный целевой инструмент» для передачи риска страхования от компании, передающей риск в перестрахование. На сегодня
секьюритизацию в большинстве случаев полностью финансировано, а это означает, что поступления от секьюритизации полностью покрывают связан с секьюритизацией риск.

6. Подобная гарантия может быть обеспечена с помощью других видов контрактов АПР, некоторые из которых обеспечиваются перестраховщиками. Обеспечение АПР можно получить на многолетней основе, во многих отдельных направлениях и комплексно, оно может быть ретроспективным и перспективным (рассчитанным на будущее). Контракты могут предусматривать защиту от различных операционных и финансовых рисков. Например, некоторые контракты АПР, такие, как традиционные контракты перестрахования, защищают платежеспособность первичного страховщика.

7. По некоторым контрактам АПР передача риска страхования является второстепенной относительно передачи таких финансовых рисков, как риск кредитования, ликвидности, рыночных операций. Хотя подобные операции называются «финансовым перестрахованием», большинство представителей юрисдикции считают, что такие контракты дают действительное обеспечение перестрахования лишь в той мере, в какой они предусматривают реальную передачу риска страхования. Однако такие контракты действительно играют определенную роль в управлении риском компании, но не следует считать, что они смогут смягчить риск страхования, если не будет реальной передачи этого риска. В некоторых случаях лицо, передает право (цедент), имеет лишь намерение достичь благоприятного влияния на финансовую отчетность, но контракты АПР не должны использоваться для того, чтобы исказить истинный, объективный смысл отчетов.

III. Стратегия перестрахования и процедуры управления

Совет директоров

8. Каждый страховщик должен иметь стратегию перестрахования, утвержденную Советом директоров компании, такая стратегия необходима для определения общей характеристики риска, который может понести компания. Стратегия перестрахования будет частью принятой компанией общей стратегии обеспечения гарантии против рисков. Совет директоров должен ежегодно рассматривать стратегию перестрахования (в случае страховщиков жизни, возможно, не так часто). Кроме того, стратегию перестрахования необходимо рассматривать в случае изменения обстоятельств деятельности компании, ее стратегии гарантирования или положения его перестраховщиков.

9. Стратегия перестрахования должна определять и документально воплощать в себе принятую страховщиком стратегию управления перестрахованием, при этом должны быть определены процедуры:

• закупки перестрахование;
• отбора перестраховщиков, включая методы оценки их обеспечения;
• определение в любое данное время дополнительного обеспечения, если таковое будет необходимо, и
• контроля за программой перестрахования (т.е. системы отчетности и внутреннего контроля).

10. Совет директоров должен обеспечить выполнение всех правовых и регуляторных требований. Она должна определить границы:

• «чистого» риска, который удерживается на определенном уровне, и
• максимального Предполагаемый уровень защиты перестрахования, который можно получить от утвержденных перестраховщиков.

Высшее руководство

11. Высшее руководство должно фиксировать в документах четкую политику и процедуры реализации стратегии перестрахования, определенной Советом директоров, в том числе:

• разработка рекомендаций по обеспечению гарантий, с указанием видов страхования, которые можно применить, условия полиса и совокупность рисков по виду предпринимательской деятельности;
• установление лимитов относительно объема и вида страхования, которое автоматически покрывается перестрахованием (например, договорным перестрахованием), и
• установление критериев приобретения гарантии факультативного перестрахования.

Во избежание непокрытых рисков условия покрытия перестрахования должны быть совместимыми с условиями основной предпринимательской деятельности.

12. Границы (лимиты) «чистого» риска, которые не должны изменяться, необходимо устанавливать или по направлениям деятельности, или для всего счета. Страховщик может также устанавливать границы по риску или «случаем» ( «событием») (или вместе по этим обоим показателям). Границы должны основываться на результатах оценки характеристики ( «профиля») риска и стоимости перестрахования. В частности, страховщик должен иметь адекватный капитал для поддержания риска, остающегося на определенном уровне. Некоторые страховщики могут использовать результаты применения методики динамического финансового анализа как компонента, который необходимо учитывать в процессе принятия операционных решений (вводя обеспечение перестрахования как одну из переменных величин).

13. Страховщик должен вести и своевременно обновлять утвержденный им перечень перестраховщиков. Для каждого утвержденного перестраховщика следует указывать надлежащий уровень риска. Для этого страховщик должен оценить способность и готовность перестраховщика выполнять свои договорные обязательства с момента их вступления в силу (т.е. предоставлять надлежащее обеспечение. Такую оценку необходимо проводить независимо от того, предоставлено дополнительное обеспечение или нет. В процессе оценки следует принимать во внимание результаты (влияние) любого дополнительного обеспечения, предоставленного перестраховщиком в пользу других страховщиков. Рекомендации страховщика по кредитам должны включать характеристику системы управления рисками каждого перестраховщика.

14. С целью повышения надежности общего обеспечения перестрахования страховщики могут привлечь нескольких различных перестраховщиков. Диверсификации можно достичь с помощью некоторых методик АПР.

15. В общем, если к выбору перестраховщика или предоставления дополнительного обеспечения не предъявляются никакие требования, то чем меньше привлекается перестраховщиков, тем большее значение должен предоставлять страховщик гарантии своих перестраховщиков. Если компания принимает во внимание рекомендации относительно способности и обеспечения перестраховщика, то она должна исходить из того, что представленные рекомендации вполне надежны. Аналогично, если обеспечение перестрахования приобретены через посредника, компания должна оценить операционный риск, связанный с операцией.

16. Высшее руководство должно обеспечить соответствие задействованной информационной системы управления требованиям Совета директоров относительно периодичности отчетности и уровня детализации материала. К тому же, должны быть адекватны системы внутреннего контроля с тем, чтобы обеспечить, чтобы страхование осуществлялось согласно политике компании и была внедрена запланировано обеспечение перестрахования. Системы контроля за страхованием должны предусматривать возможность выявления различных нарушений, например, когда поручители-гаранты (андеррайтеры) не придерживаются установленных границ, не выполняют рекомендаций компании или иным образом берут на себя риски, превышающих способность «капитальной базы» (собственных средств) компании , ее возможности обслуживать обеспечение перестрахования. Обо всех этих нарушениях необходимо своевременно представлять соответствующие отчеты.

Внутренний контроль

17. Необходимо внедрить системы внутреннего контроля с тем, чтобы обеспечить возможность сообщать соответствующего перестраховщика об исках (претензии) и своевременно собирать платежи, связанные с исками относительно невыполнения условий обеспечения. Контроль за гарантией может включать оценку актуарного риска, а также его надлежащей передачи. Упомянутая оценка может также включать рассмотрение контрактов на перестрахование. Совет директоров должен регулярно получать комплексные отчеты об эффективности деятельности системы исков и защиты перестрахования. Системы внутреннего контроля компаний должны подвергаться регулярной аудиторской проверке.

IV. Режим надзора за страховой деятельностью (обеспечение перестрахования и гарантии)

18. Инспектор-надзиратель (орган надзора) должен проверить введения Советом директоров общих принципов стратегии, которая, среди прочего, предусматривало бы решение вопросов, связанных с соблюдением выполнения страхового контракта и условий перестрахования. Для оценки обеспечения перестрахования, гарантии перестраховщика и дополнительного обеспечения, которое может быть предоставлено, инспектор-надзиратель должен иметь в достаточном объеме специальные знания и опыт, или иметь доступ к этим знаниям. Как правило, инспектор-надзиратель принимает основанный на риске подход — добивается, чтобы компания имела надлежащую политику, ввела соответствующие системы и процедуры, и сосредоточивает основное внимание на работе, связанной с более детальным рассмотрением выполнения требований в тех участках, вызывающих особое беспокойство или представляют значительный интерес.

19. Прежде чем выдать лицензию, инспектор-надзиратель должен убедиться в том, что запланированное компанией управления риском и стратегия перестрахования, а также осуществляемая ею соответствующая политика вполне удовлетворительные. Рассматривая бизнес-план страховой компании, инспектор-надзиратель должен оценить, покрывает предложенное перестрахования максимальные предполагаемые убытки. В бизнес-плане компания должна указать, каким образом и в какой мере ее будущие полисы могут подлежать перестрахованию. Инспектор-надзиратель должен оценить, достаточно предлагаемое перестраховщиками обеспечения. В большинстве случаев методы оценки можно улучшить, повысить ее эффективность путем обмена информацией между инспекторами-надзирателями.

20. Компании могут в любое время поддерживать надлежащее обеспечение перестрахования. Инспекторы-надзиратели должны регулярно оценивать обеспечение перестрахования и параметры ( «профиль») риска перестраховщиков. Хотя многие договоров перестрахования действующие в течение года, некоторые договоры, особенно те, которые заключаются для страхования жизни, а также некоторые контракты АПР могут быть действительными на протяжении многих лет. В таких случаях инспекторы-надзиратели должны убедиться в том, что перестраховщик предлагает достаточное обеспечение для того, чтобы быть долгосрочным партнером.
21. Инспекторы-надзиратели должны получать достаточную соответствующую информацию о привлеченных перестраховщиков и предоставлено обеспечение перестрахования. Необходимая информация может включать:

• отчеты с характеристикой обеспечение перестрахования, программы или договоры перестрахования, и
• финансовые отчеты, в том числе результаты перестрахования, любые суммы, не уплаченные перестраховщиками и последствия применения методики АПР, в том числе финансовое перестрахование. Инспекторы-надзиратели должны быть в состоянии рассмотреть и оценить качество и достоверность представленной информации.

22. Информация может быть представлена в виде:

копий контрактов и поправок;
• копий расписок и временных удостоверений о страховании;
• отчетов надзирателей, или
• итоговых отчетов и характеристики контрактов в письменном виде.

Информация, полученная инспекторами-надзирателями в процессе оценки обеспечения перестрахования компании, должна храниться как конфиденциальная.

23. Используя эту информацию и другую соответствующую информацию, полученную в ходе инспекции на месте, инспектор-надзиратель должен оценить:

• рациональность параметров ( «профиля») риска компании, в том числе оценку сосредоточение риска, то есть общую сумму потерь, а также возможность потенциальных потерь, которые могут быть достаточно значительными, чтобы поставить под угрозу финансовую состоятельность страховщика или его способность поддерживать основные операции;
• соблюдение стратегии перестрахования компании;
• достаточность обеспечения перестрахования и финансовой состоятельности страховой компании, в частности, в случае сценариев, которые предусматривают экстремальные, но возможные условия потерь;
• достаточность обеспечения перестрахования, принимая во внимание широкий диапазон факторов, в том числе финансовую состоятельность, осуществления надлежащего надзора за перестраховщиками, а также предоставления или непредоставления дополнительного обеспечения, согласно пункту 13 выше, и
• целесообразность применения методик АПР, таких, например, как секьюритизация.

24. В процессе осуществления таких оценок, инспектор-надзиратель должен учитывать общие параметры риска страховщика. Инспектор-надзиратель должен быть знакомым с обеспечением и адекватностью перестрахования или обеспечением с помощью методики АПР так называемых «длиннохвостых» операций (когда слишком медленно решаются вопросы относительно исков) и верхними уровнями так называемых «катастрофических» программ (когда рискуют довольно значительными суммами.

25. Выбор прикрытия перестрахование проводится на основании деловых решений руководства в рамках общей стратегии перестрахования страховщика. Однако, там, где недостаточное или нецелесообразно покрытия перестрахования негативно влияет на способность компании осуществлять выплаты по искам владельцев страховых полисов, инспектор-надзиратель должен обсудить этот вопрос с руководством компании.

Инспектор-надзиратель должен иметь юридические и административные полномочия, чтобы принять необходимые меры по исправлению положения, в частности, в случаях недостаточного обеспечения перестрахования, недостаточной гарантии перестраховщика, несоблюдение стратегии перестрахования компании, недостаточного дополнительного обеспечения (там, где это предусмотрено) или использования недозволенных (т.е. не санкционированных) перестраховщиков.

26. Меры по исправлению положения должны предусматривать полномочия, которые давали бы возможность отказать в предоставлении кредита в полном объеме или частично для перестрахования при определении требований к платежеспособности или технических резервов на «чистой» основе (один из методов расчета соотношения цены и доходности акции, при котором доход определяется как нетто-стоимость дивидендов плюс переведен в резервы прибыль компании) или при определении обеспечения практических технических резервов страховых запасов с использованием компонентов перестрахования, подлежащих оплате (возобновлению).

Инспектор-надзиратель также должен требовать, чтобы страховщик:

• получил дополнительное обеспечение перестрахования;
• предоставил дополнительный капитал;
• создал дополнительные технические резервы, и
• добился предоставления дополнительного обеспечения, если оно применяется.

Такие меры, которые должны базироваться на объективных критериях, необходимо принять в соответствии с принципами прозрачности.

27. Инспектор-надзиратель может, если считает это целесообразным, предоставить страховщикам информацию, необходимую для сравнения рисков, например, в виде данных с определенными показателями, которые могут быть использованы в качестве ориентиров, либо в форме сравнений. Такая информация позволяет руководству оценить качество обеспечения перестрахования сравнению с рыночными стандартами и определить приемлемость и рациональность параметров риска.