Страхование и перестрахование неисполнения обязательств по госконтрактам
В последнее время страхование неисполнения договорных обязательств по государственным и муниципальным контрактам (страхование госконтрактов) становится все более актуальным, хотя распространение этот вид получил относительно недавно.
В соответствии с положениями Федерального закона №94-Ф3 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Государственным заказчиком (Выгодоприобретателем) может быть установлено требование предоставить обеспечение исполнения обязательств по госконтракту со стороны Исполнителя.
Размер обеспечения устанавливается от начальной цены контракта и составляет:
- до 30% — если цена контракта менее 50 миллионов рублей;
- от 10% до 30% — если цена контракта более 50 миллионов рублей и контрактом предусмотрена выплата аванса до 30%;
- около 100% — если цена контракта более 50 миллионов рублей и контрактом предусмотрена выплата аванса более 30% от цены контракта.
Победитель конкурса имеет право выбрать вид обеспечения:
- залог денежных средств;
- банковская гарантия;
- страхование ответственности по контракту.
Из перечисленных видов обеспечения страхование является наименее затратным для исполнителя по госконтракту.
Меж тем, это вид страхования, требующий специальных знаний, наличия в штате компаний квалифицированных специалистов, перестраховочной защиты и т.д.
Основные вопросы, возникающие при работе с данным видом: как страховать? сколько это стоит? как перестраховывать?
Понятно, что страховать надо, но объективное отсутствие опыта даже у крупнейших российских страховщиков только усложняет ситуацию.
Объектом страхования по госконтрактам является неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта по причинам, названным в договоре страхования.
Причинами, неисполнения госконртакта в договоре могут быть указаны:
- невыполнение (срыв) сроков работ;
- нарушение технологии, норм и правил проведения работ;
- несоблюдение Выгодоприобретателем технических характеристик работ, услуг;
- другое.
Отдельно необходимо указать, покрывается ли договором только реальный ущерб или же еще и оплата штрафов, неустоек, упущенной выгоды и иных расходов Выгодоприобретателя. Тенденцией последнего времени является расширение покрытия посредством включения расходов на оплату штрафов, неустоек и иных расходов. К сожалению, в связи с возрастающей конкуренцией на рынке, на цене страхования это никак не отражается,.
На этапе заключения договора страхования особенно важно проведение предстраховой экспертизы по контрагентам. Это позволяет оценить возможность возникновения убытков и их размер.
Вопрос цены (стоимости) страхования госконтрактов является одним из основных.
Исполнитель в обеспечение исполнения обязательств по госконтракту может представить:
- залог денежных средств;
- банковскую гарантию;
- страхование ответственности по контракту.
Стоимость этих возможных обеспечений существенно отличается друг от друга. Залог денежных средств требует значительного отвлечения средств из оборота Исполнителя. Возможные потери при этом могут составлять, как минимум, сумму в размере ставки рефинансирования…
В случае предоставления банковской гарантии процентная ставка банка составит 2%-5%.
При получении банковской гарантии Исполнитель обязан:
- быть клиентом банка и проводить обороты по счетам банка в строго установленном объеме;
- предоставить обеспечение по гарантии – депозит, залог ценных бумаг и т.д., произвести возмещение по банковской гарантии в размере произведенного банком платежа по гарантии в строго определенное банком время, в противном случае уплачивать штрафные проценты;
- предоставить банку право безакцепного списания денежных средств со счетов исполнителя как в банке-гаранте, так и в иных обслуживающих Исполнителя банках.
Цена страхового полиса составляет 0,4-1,2% от страховой суммы.
Таким образом, страхование является самым дешевым и удобным инструментом для предоставления финансовых гарантий Исполнителя.
Увы, существует соблазн предложить заниженные тарифы по страхованию госконтрактов в целях завоевания еще неосвоенного рынка.
Вопрос формирования цены – это проблема рынка страхования. Путь к оптимальной цене лежит через опыт страхования, перестрахования и выплаты.
Говорить о выплатах по рискам страхования госконтрактов в настоящий момент сложно – практики выплат нет ни у одного Страховщика. Особенно хочется обратить внимание, что страхование госконтрактов – это фактически страхование интересов государства посредством страхования интересов госкорпораций, и как будут приниматься судебные решения по выплатам, догадаться не сложно. Фактически страхование госконтрактов можно рассматривать, как один из вариантов социального страхования.Страховые суммы по большинству договоров страхования госконтрактов существенно превышают возможности собственного удержания Страховщиков. И в этом случае вопрос о том, нужно ли перестраховывать такие риски, не стоит — конечно, нужно. Весь вопрос, как и на каких условиях.
В настоящее время большая часть рисков размещается в перестрахование факультативно. Однако не редки ситуации, когда часть риска, превышающая по размеру возможности собственного удержания, остается на Страховщике. Иногда это связано с невозможностью найти емкость под какой-либо риск, иногда — с уверенностью Страховщика, что госкорпорация не может заключить договор с компанией, не выполняющей условий договора.
Некоторые компании уже имеют облигаторные договоры перестрахования с емкостью, превышающей 200 – 300 миллионов рублей, другие рассчитывают на приобретение облигаторной емкости еще большего размера. Наличие у компании облигаторной защиты достаточной емкости существенно облегчает проведение страховых операций – нет необходимости искать факультативные перестраховочные емкости под каждый конкретный договор, появляется возможность снижения оригинальных тарифов.
В марте на XII Всероссийской конференции по перестрахованиию прозвучало предложение от группы компаний создать российскую перестраховочную емкость по госконтрактам. Было предложено создать объединение страховщиков (перестраховщиков) с совокупной ответственностью, складывающейся из заявленной емкости каждого отдельного участника, утвердить ставки, по которым необходимо передавать риски.
Идея замечательная, но она требует детальной проработки: на какой базе передаются договоры, как взаимодействуют участники и что делать с массой уже существующих облигаторных договоров рынка, как избежать коммуляции по рискам в объединении и в облигаторных договорах. И по мере решения существующих вопросов будет возникать все больше и больше новых.
Нет сомнений, что рынок страхования госконтрактов будет развиваться достаточно быстрыми темпами, и всем заинтересованным будет не просто удержаться в рынке, пройдя через конкурентную борьбу и выплаты. Выстоят, как обычно, сильнейшие.
Автор: Светлана Луконина, ОАО «Росгосстрах»
Источник: «Перестрахование в России«