Особенности взаимодействия страховых и перестраховочных рынков постсоветского пространства


Активная работа по развитию сотрудничества с иностранными рынками, в рамках долгосрочной стратегической политики компании, — наиважнейшая и, одновременно, одна из самых непростых задач, стоящих перед Перестраховщиками.

Столь высокое место в иерархии задач обусловлено жизненно важным для стабильной деятельности перестраховщика эффектом, неразрывно связанным с развитием новых видов бизнеса и новых рынков, а именно – диверсификацией.

Перестрахование, априори, являясь необходимым условием обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и нормальной деятельности любого страхового общества, подразумевает стремление перестраховочной организации к максимально возможному уровню стабильности, используя весь существующий арсенал инструментов. Географическая диверсификация, без сомнений, является основополагающим фактором, повышающим степень стабильности компании и балансирующим негативные явления, снижая подверженность различным флуктуациям.

Среди положительных эффектов от диверсификации деятельности посредством выхода за рамки национального рынка следует отметить:

— Снижение уровня подверженности компании рискам, связанным с географической концентрацией бизнеса в одном регионе.
— Дополнительный источник премии.
— Не только количественное, но и качественное улучшение портфеля, за счет расширения номенклатуры рисков.
— Уменьшение зависимости от негативной рыночной конъюнктуры, связанной с влиянием фазы цикла на отдельном рынке.
— Снижение относительных долей крупнейших цедентов в общем объеме собранной премии, что уменьшает зависимость компании от контрагентов

Зачастую, принятие решения об экспансии на рынки других стран принимается под давлением, либо с учетом объективных реалий и предпосылок, возникающих в определенные периоды развития национального рынка.

Предпосылки для развития международного сегмента (положительные):

— Усиление финансовых и технических возможностей перестраховщиков стран постсоветского пространства
— Рост емкостей на СУ и расширение ретро-программ
— Разница в лидерах прямых и ретро программ
— Глобализация и активное развитие emerging markets — спрос на альтернативные рынки
— Расширение географии брокерского бизнеса
— Исторически сложившееся и географически предопределенное тесное взаимодействие в рамках ПСП.
— Отсутствие привязки к мировому циклу

Предпосылки для развития международного сегмента (негативные):

— Большое количество игроков, при ограниченном объеме внутреннего рынка перестрахования.
— Достижение объективного предела развития на национальном рынке.
— Современная парадигма бизнеса: ожидания ежегодных положительных темпов роста, как следствие, задачи акционеров по поддержанию показателей роста в условиях сужающегося рынка.
— Постоянство объема реального бизнеса и рост количества убытков
— Демпинг и снижение общего уровня цен

SWOT-анализ

. Strengths Weaknesses
. Доступные­ емко­сти у альте­рнати­вных лиде­ров и их каче­ство­ Рейти­нг как форма­льный, но ключе­вой факто­р отбо­ра
. Разви­тая фина­нсова­я база­ и практи­ка Масшта­бы собстве­нных удержа­ний и рабо­ты без обли­гато­рной емко­сти
. Отсутстви­е привязки­ к миро­вому циклу Отсутстви­е стаби­льно­й, долго­време­нной и четко­й стра­теги­и разви­тия и больши­нства­ игро­ков
. Долга­я исто­рия отно­шени­й
. Гибко­сть во всем спектре­ отно­шени­й
. Opportunities Threats
. Упор на стра­теги­и подде­ржки­ запа­дного­ лиде­ра Ужесто­чени­е зако­нода­тельных требо­вани­й и огра­ниче­ний
. Консо­лида­ция рынка­ – улучше­ние каче­ства­ предло­жени­я Агре­ссивна­я экспа­нсия глоба­льных пере­стра­ховщи­ков
. Пере­распре­деле­ние пото­ков бизне­са, связа­нное­ с разви­тием risk based capital подхо­да Усиле­ние демпи­нга
. Новые­ инве­сторы – новые­ гори­зонты роста­

Необходимо учитывать, что рынки стран ПСП сравнительно молоды и, по объективным историческим причинам, находятся лишь на стадии становления, проходя неизбежные, зачастую, болезненные ступени. Развитие происходит в условиях все пронизывающей информационной доступности, свободного перемещения капитала, а также жесточайшей конкуренции и всестороннего давления со стороны западных компаний, которые, в свою очередь, формировались столетиями и эволюционно, находясь в рамках одной ”весовой категории”, развиваясь по наиболее удобному и эффективному для них пути.

Положение на рынке СНГ, млн.$

. 2009 2010
. Входяще­е Исхо­дяще­е Входяще­е Исхо­дяще­е
. Росси­я 1 433 3 245 1 157 2 888
. Каза­хста­н 755,3 372,5 940 415
. Укра­ина 987,5 1 111 802 1 093
. Бела­русь 368,2 18,5 320 16
. Грузи­я 209,0 6,8 255 25
. Азерба­йджа­н 204,14 н/д 194,5 н/д
. Узбе­киста­н 88,1 21,27 104 25
. Туркме­ния 45,5 н/д 84 н/д
. Молдо­ва 65,5 17,4 67 18
. Арме­ния 19,8 9,9 21 10,5

Международные рейтинги финансовой устойчивости компаний на постсоветском пространстве

. Компа­ния S&P Fitch Компа­ния S&P Fitch AMBest Moody’s
. Инго­сстра­х BBB- / ruAA+ Гефе­ст B+ / Arus
. Allianz BBB- / ruAA+ Трансси­б Ре B
. Юнити­ Ре BB- / ruAA-
. СКОР Пере­стра­хова­ние A РСЦ B / BBB-rus
. Belarus Re BB- РОСНО Baa1 / Aaa. ru
. СОГАЗ BB+ / ruAA+ BB+ / Aarus РПО B+
. СК ЭЙС BBB- / AA+rus Евра­зия BB- B++
. Альфа­стра­хова­ние BB- / A+rus Лемма­ B+
. ВТБ Стра­хова­ние BB / AA-rus Белго­сстра­х B-
. СГ МСК BB / AA-rus Белэкси­мгара­нт B-
. Москва­ Ре BB / ruAA Трансне­фть BBB-
. Лексга­рант B+ / Aru СК Амана­т B
. КазАгро­Гара­нт BB-

В контексте сказанного, представляется более чем логичным, создать условия, обеспечивающие недискриминационный доступ на рынки для компаний стран ПСП, повышая эффективность перестрахования, и максимально интенсивное и качественное развитие национальных рынков посредством:

— Стимулирования роста уровня взаимодействия в рамках задач по экономическому развитию национальных рынков
— Гармонизация законодательства (исходя из передового опыта), отказ от непрозрачных и неэффективных дискриминационных мер, ограничивающих развитие
— Практическое сотрудничество в сфере регулирования, нацеленное на повышение стабильности национальных рынков, а также пресечения практики вывода активов и оптимизации доходов, через “безрисковое” перестрахование

Реальность же выглядит совсем иначе…

На постсоветском пространстве можно выделить следующие категории ограничений, накладываемые на сотрудничество с нерезидентами в сфере перестрахования, носящие запретительный характер:

— Законодательно установленный минимальный уровень международного рейтинга финансовой устойчивости компании-нерезидента, соответствие которому позволяет компании выступать в роли перестраховщика. Что характерно для ПСП, рейтинговые требования редко коррелируют с уровнем развития национального рынка и лишь отчасти преследуют цели повышения уровня стабильности национального рынка за счет, более надежных контрагентов по перестрахованию.

— Регламентированный законодательно механизм передачи риска в перестрахование в государственную перестраховочную компанию, абсолютной целью которой является, в перспективе, обеспечивать покрытие по крупнейшим рискам без поддержки извне. Риски, которые возникают, в виде исходящего перестрахования, с большой долей вероятности, являются продуктом антиселекции.

— Членство страны, на территории которой зарегистрирована компания, в тех или иных международных организациях, как критерий конвергенции.

Методы снижения привлекательности сотрудничества с нерезидентами:

1) Применение налога на исходящие перестраховочные премии с нерезидентами (усложняет процесс приобретения необходимого покрытия – зачастую, не характеристики покрытия определяют цену, а цена (т.н. бюджет) определяет полноту покрытия. К тому же, данный налог не приводит ни к каким улучшениям в качестве защиты, поскольку перестраховщик недополучает премию →не имеет источника формирования резервов и обеспечения своей деятельности → выше риск дефолта → выше риски для национального рынка страны, вводящей такие ограничения

2) Обременительные, неэффективные и не отвечающие современным условиям процедуры, связанные с комплексом мер по сопровождению рисков, а именно: учет и регистрация рисков, оплата премии и возмещение убытков. В качестве примеров:

a. Обязательное предоставление нотариально заверенных копий договоров в банк для осуществления, как оплаты убытков, так и премий

b. Низкие границы лимита платежа в валюте, превышение которого подразумевает необходимость открытия паспорта сделки в банке

c. Несовершенное законодательство, в частности налоговое, рассматривающее перестраховочные выплаты (возмещения по убыткам), в качестве дохода, иными словами — начисления налога на такие выплаты, что недопустимо и ставит под сомнение сам принцип функционирования страхования/перестрахования

Украина

Верховная Рада, 15 марта 2011, года приняла проект Закона №6192 о внесении изменений в статью 2 Закона Украины “О страховании”, упразднив норму о перестраховании украинскими страховыми компаниями рисков исключительно в компаниях стран-членов ВТО.

“Об утверждении требований к рейтингам финансовой надежности (стойкости) страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов” (N 1640 от 15.10.2003 г. в ред. Постановление №2885» + Постановление Кабинета Министров Украины от 04.02.2004 №124:

Заключение страховщиками договоров перестрахования за пределами Украины со страховщиками (перестраховщиками) нерезидентами позволяется только в случае, когда:

— законодательством страны, в которой зарегистрирован страховщик (перестраховщик) нерезидент, предусмотренный государственный надзор за страховой и перестраховой деятельностью;
— страховщик (перестраховщик) нерезидент осуществляет непрерывную страховую (перестраховую) деятельность не менее чем три года к дате заключения договора перестрахования;
— отсутствуют факты нарушения страховщиком (перестраховщиком) нерезидентом законодательства о страховой и перестраховой деятельности и по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и борьбы с терроризмом страны его регистрации

Страховщики (другие резиденты), которые осуществляют выплаты в пределах договоров страхования или перестрахования рисков (в том числе страхования жизни) в пользу нерезидентов, обязаны облагать налогами суммы такого страхования или перестрахование таким образом:

— Рейтингованные – 0%
— Нерейтингованные – 12% от суммы таких выплат за собственный счет в момент осуществления перечисления таких выплат.

Уровни требований к рейтингам: платежеспособность страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов отвечает уровню, не ниже чем уровень высокой надежности, согласно классификации таких международных рейтинговых агентств:

— «A.M.Best» (США) — «В+»;
— «Moody’s Investors Service» (США) — «Baa»;
— «Standard & Poor’s» (США) — «BBB»;
— «Fitch Ratings» (Великобритания) — «BBB»

либо платежеспособность страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов стран — членов Единого экономического пространства отвечает уровню рейтингов, не ниже чем уровень высокой надежности, согласно классификации таких международных рейтинговых агентств:

— «A.M.Best» (США) — «B»;
— «Moody’s Investors Service» (США) — «Ba»;
— «Standard & Poor’s» (США) — «BB»;
— «Fitch Ratings» (Великобритания) — «BB»;
— кроме случаев негативного прогноза таких рейтингов.

В феврале 2011, «Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины обнародовала проект распоряжения «О требованиях к рейтингу финансовой надежности (устойчивости) страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов». В соответствии с документом, рейтинг финансовой надежности страховщика-нерезидента и перестраховщика-нерезидента на день заключения договора страхования или перестрахования должен соответствовать уровню рейтингов не ниже, чем по классификации таких международных рейтинговых агентств:

— A.M. Best (США) — «В»;
— Moody’s Investors Service (США) — «Baa»;
— Standard&Poor’s (США) — «BBB»;
— Fitch Ratings(Великобритания) — «BBB».

Как отмечено в пояснительной записке к документу, в случае если рейтинг финансовой надежности (устойчивости) страховщика-нерезидента и перестраховщика-нерезидента соответствует требованиям, установленным Госфинуслуг, налогообложения сумм, перечисляемых страховщиками в пределах договоров страхования или перестрахования, будет осуществляться по ставке 0%.
В противном случае налогообложение указанных сумм осуществляться по ставке 12%.

Казахстан

Рейтинг перестраховочной компании-нерезидента должен быть не ниже суверенного рейтинга РК, однако, если между регуляторами стран заключено соглашение об обмене информацией, минимальный рейтинг устанавливается на уровне ”BB-”, уровень резервирования 30%.

В июне 2009 года произошла отмена национальной шкалы рейтингов, в связи с чем их уровень сильно повысился.

В настоящее время действует Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 22 августа 2008 года № 131 в редакции Постановления Правления АФН РК от 03.09.10 г. № 146

. Пере­стра­ховщи­к Рейти­нг фина­нсо­вой наде­жно­сти­ пере­стра­ховщи­ка – нере­зиде­нта­ Каза­хста­на по междуна­родно­й шка­ле S&P или­ рейти­нг ана­логи­чно­го уро­вня одно­го из други­х рейти­нго­вых аге­нтств Про­цент уве­личе­ния мини­мально­го разме­ра маржи­ пла­теже­спо­собно­сти­ или­ гара­нти­йно­го фонда­ (от суммы стра­ховых пре­мий, пере­данных (пе­реда­вае­мых) в пере­стра­хова­ние­)
. Группа­ 1 «АА»- или выше­ 0%
. Группа­ 2 с «А+» по «А-» 10%
. Группа­ 3 с «ВВВ+» по «ВВВ-» 20%
. Группа­ 4 с «ВВ+» по «ВВ-» 50%
. Группа­ 5 с «В+» по «В-» 100%
. Группа­ 6 ниже­ «В-» либо­ отсутстви­е рейти­нга 200%

В соответствии с последними изменениями в Постановлении Правления АФН РК от 03.09.2010г. №146 (вступило в силу 13.10.2010г.): при перестраховании рисков у перестраховщика нерезидента РК страховая организация должна закладывать в резерв дополнительную маржу в размере 200% от переданной премии, при одном из следующих случаев:

— страховая (перестраховочная) организация-нерезидент Республики Казахстан имеет международную рейтинговую оценку агентства «Standard & Poor’s» ниже «B-» или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, или не имеет рейтинговую оценку данных рейтинговых агентств;

— у перестрахователя (цедента) отсутствует информация о финансовой устойчивости страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, в том числе финансовая отчетность за последние три финансовых года, предшествующие дате заключения договора перестрахования и информация о соблюдении требований по марже платежеспособности (собственному капиталу) уполномоченного органа страны его регистрации в течение последнего отчетного периода до даты заключения договора перестрахования;

— размер страховой премии по договору факультативного перестрахования на момент передачи страхового риска превышает размер премии по договору страхования, за исключением случая превышения в результате изменения курса валюты исполнения обязательства по договору перестрахования;

— договор перестрахования, заключенный со страховой (перестраховочной) организацией-нерезидентом Республики Казахстан, является договором факультативного перестрахования, предусматривающим передачу рисков по договору добровольного личного страхования или обязательного страхования, за исключением обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей и гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам;

— договор перестрахования, заключенный со страховой (перестраховочной) организацией-нерезидентом Республики Казахстан, является договором факультативного перестрахования, предусматривающим передачу рисков по договору обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей или гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам;
договор перестрахования предусматривает передачу менее десяти процентов объема ответственности и более пятидесяти процентов страховой премии;

— договор перестрахования, предусматривает передачу страхового риска страховой (перестраховочной) организации-нерезиденту Республики Казахстан, международная рейтинговая оценка которой ниже, либо размер активов или собственного капитала которой меньше, чем у перестрахователя (цедента);

— договор перестрахования заключен в противоречие политике перестрахования перестрахователя (цедента), а также положениям постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 1 февраля 2010 года № 4 «Об утверждении Инструкции о требованиях по наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в страховых (перестраховочных) организациях» (зарегистрированного в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6113);

— договор перестрахования содержит условие о получении аффилированным лицом перестрахователя (цедента) и (или) аффилированным лицом страхователя, за исключением перестрахователя (цедента) и застрахованного лица, части страховой премии, прибыли и (или) положительной разницы между доходами и расходами перестраховщика по договору или группе договоров перестрахования.

Узбекистан

Приказом министра финансов от 08.02.2006 г. N 10, зарегистрированным МЮ 22.04.2006 г. N 1565 утверждено ПОЛОЖЕНИЕ о порядке определения предельно допустимого размера обязательств по отдельным рискам, совокупного размера обязательств и нормативов платежеспособности Страховщиков.

Определен размер минимального собственного удержания компании-страховщика. То есть, при осуществлении перестрахования собственное удержание страховщика (перестраховщика) обязано составлять не менее 5% от общего объема обязательств;

Установлено ограничение перестрахования за рубежом. При перестраховании обязательств у зарубежных перестраховщиков (страховщиков) объем обязательств, переданный на перестрахование за пределы Республики Узбекистан, не должен превышать 95% от объема обязательств страховщика;

Исключена передача в перестрахование рисков в случаях, когда для этого нет экономической необходимости. Минимальная величина собственного удержания по каждому отдельному договору страхования должна быть большей или равной 5% 8 фактического размера допустимых активов страховщика.

Кроме того, перестрахователь – резидент Республики Узбекистан вправе осуществлять без дополнительного обоснования перестрахование у утвержденного перестраховщика. Утвержденным перестраховщиком считается тот перестраховщик (страховщик), который:

а) владеет лицензией для осуществления страховой (перестраховочной) деятельности на территории Республики Узбекистан;

б) является нерезидентом Республики Узбекистан, но имеет на начало отчетного года один из следующих минимальных рейтингов:

Рейтинговая организация — минимальный рейтинг:

— «Moody’s Investors Service» (США) Ваа3
— «Standard & Poor’s» (США) ВВ+
— «Fitch» (Великобритания) ВВ-
— «A.M.Best» (США) В+
— «Эксперт-РА» (Российская Федерация) А++

Перестраховщик (страховщик), не соответствующий требованиям настоящего пункта, считается неутвержденным перестраховщиком.

По договорам облигаторного перестрахования перестрахователь не вправе передавать: неутвержденным перестраховщикам в перестрахование более чем 25% общей суммы страховой премии, переданной по договорам облигаторного перестрахования; любому отдельному неутвержденному перестраховщику в перестрахование более чем 10% суммы страховой премии по прямому договору страхования.

По договорам факультативного перестрахования перестрахователь не вправе передавать любому отдельному неутвержденному перестраховщику в перестрахование более 25% суммы страховой премии по прямому договору страхования.

Туркменистан

В соответствии с законодательно-установленным порядком проведения перестраховочных операций обязательства страховой компании, принятые сверх установленных нормативов, подлежат перестрахованию у перестраховщиков и страховщиков Туркменистана, а непокрытый риск – у иностранных перестраховщиков.

Азербайджан

С марта 2009 г. осуществлять перестраховочную деятельность в республике вправе только аккредитованные при МинФине иностранные компании. Для включения в Реестр необходимо представить в орган страхового надзора следующие документы:

— документ о государственной регистрации письмо из органа страхового надзора страны регистрации о наличии у страховщика права осуществлять перестраховочную деятельность
— информация о международном кредитном рейтинге перестраховщика

Армения

С 1-го января 2011 года имело место очередное ужесточение требований к минимальному рейтингу перестраховщика-нерезидента, который был увеличен до «А-».

Компании с рейтингом «BBB-», будут допущены только после подтверждения 3-хлетнего опыта работы на рынке и факта наличия хотя бы одной выплаты. Прочим перестраховщикам разрешено передавать доли, находящиеся в пределах собственного удержания компании, что составляет не более 10% от величины собственных средств по каждому риску.

Формального запрета на работу с другими перестраховщиками нет. Однако, перестрахование, отличное от описанного выше, должно осуществляться за счет прибыли страховщика и не может быть принято в качестве покрытия резервов.

Белоруссия

Согласно постановлению Минфина страховые организации Беларуси могут передавать избыточные риски для перестрахования иностранным страховщикам только в том случае, если от них откажется БНПО.

С начала 2011 года страховщики должны будут передавать в БНПО не менее 60% избыточных рисков. Этот норматив ежегодно повышается на 10% и запланирован к повышению вплоть до 100%.

Молдова

Молдавские компании имеют право передавать риски нерезидентам, имеющим соответствующую лицензию и подлежащим соответствующему надзору в стране своего расположения.

При передаче риска нерезиденту собственное удержание перестрахователя не должно быть меньше 20% от размера риска и больше 25% от величины собственного капитала и технических резервов.

Иных специальных требований и / или ограничений нет.

Киргизия, Таджикистан, Грузия, Россия – в однородной группе, которая не может похвастаться законодательными препонами на пути сотрудничества.

Необходим пересмотр подходов:

— Критерии оценки надежности перестраховщика, вне зависимости, является ли он резидентом или нет, должны базироваться на объективных экономических данных.
— Анализ финансовых показателей партнера (отчет по МСФО, одного из признанных аудиторов).
— Уровень международного рейтинга финансовой устойчивости, с поправкой на объективные реалии (суверенный рейтинг, как сдерживающий фактор и т.п.)
— Глубокий и всеобъемлющий анализ деятельности компании-партнера, на основании доступных данных.
— Степень вероятности исполнения своих обязательств находится в пропорциональной зависимости от размера подписываемой линии.
— Это целый пласт компаний, способных нести полную ответственность за те доли, которые принимает в перестрахование
— Больше надежных (повторим, как минимум в рамках размера принимаемой ответственности) перестраховщиков → сильнее здоровая конкуренция → более эффективное перестрахование
— Для этих целей необходимо пересмотреть подходы к регулированию в сторону более взвешенного анализа, с учетом реалий и упором на экономические показатели.

Автор: Игорь Шеховцов, Директор департамента международного бизнеса СПК «Юнити Ре»